ПРОПИЛЕИ

Пинакотека Пропилеи (архитектор Мнесикл, 437- 433 гг. до Р.Х.)- главний западный вход в Акрополь, начали строиться уже после окончания строительства Парфенона.
По сторонам шестиколонного портика Пропилей располагались два боковых крыла- более массивное с глухими стенами, здесь помещалась Пинакотека- первая в мире картинная галерея (на иллюстрации), другое- в виде выступающего вперед высокого постамента, увенчанного маленьким изящным храмиком Ники Аптерос- Бескрылой Победы.
Ника- крылатая дева, олицетворяющая победу, -считалась одним из символов Афины; здесь афиняне пожелали изобразить ее бескрылой, чтобы она не смогла улететь из их города.
Отсюда открывается вид на море, и отсюда же бросился вниз и погиб Эгей.

ХРАМ АФИНЫ - НИКИ (Ники Аптерос)

Предполагают, что Мнесикл замыслил ассиметричность Пропилей именно с тем, чтобы включить в общий ансамбль жемчужину античной архитектуры храм Афины - Ники (построен в 430- 420 гг. до Р.Х., архитектор Калликрат). Этот маленький ионический храм с монолитными колоннами, построенный на постаменте из трёх невысоких ступеней, увенчан сплошной лентой фриза, посвященного борьбе греков ( афинян и спартанцев) с персами и их союзниками. Согласно одному из мнений, автором его был Агоракрит.
Ему же приписывают и восхитительные рельефы парапета, высотой чуть более полуметра, установленногоНика, склонившиеся, чтобы развязать сандалию для безопасности посетителей по краям скалы Акрополя, на которой находится храм, около 410г. до н.э. Здесь девушки, торжествуя победу, совершают жертвоприношения и водружают трофеи. Движения их грациозны, складки одежд свободно изгибаются, следуя ритму движения тела. Эти рельефы отличает художественное мастерство, изящество, разнообразие поз, а также атмосфера торжественности и праздника, свойственные классической эпохе. Лучший из них - " Ника, склонившиеся, чтобы развязать сандалию".
Рельефные плиты парапета являются выражением благодарности города своей покровительнице Афине.