Аполлон

Аполлон Бельведерский
Аполлона можно считать одним из древнейших богов Греции. Сын Зевса и богини Латоны (Лето), брат Артемиды (богини охоты).

Вполне естественно, что Гера, как ревнивая жена Зевса, преследовала его мать, послав за ней вдогонку дракона Пифона. Латона скиталась по всему свету и наконец укрылась на Делосе, носившемся в те времена по волнам бурного моря. Лишь только вступила Латона на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на том самом месте, где стоит и до сих пор. Вокруг Делоса шумело море. Угрюмо вздымались скалы острова, обнаженные, без малейшей растительности. Лишь чайки морские находили здесь приют.
Но вот родился бог света Аполлон, и все засияло и зацвело. Засверкали и прибрежные скалы, и гора Кинг, и долина, и море. Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делос богини, поднося ему амврозию и нектар. Вся природа ликовала вместе с богинями.

Аполлону, как любому другому богу, нужен был храм, и он, обратившись в дельфина, привел попавших в бурю критских моряков на остров Делос. В благодарность за спасение они возвели Аполлону храм на острове, из моряков стали жрецами и сочинили специальный гимн в честь своего бога. Название гимну дал один из культовых эпитетов Аполлона — пеан, что значит «избавитель», «исцелитель». Пение пеанов сопровождалось игрой только на струнных инструментах — кифаре, форминксе или лире. Звуки из струнных инструментов греки извлекали с помощью специальной палочки — плектра (от глагола бить, ударять).

Кстати, Аполлон, часто изображаемый с лирой, не создателем этого инструмента, он «позаимствовал» его у Гермеса. Греческие мифы гласят, что Гермес, найдя однажды черепаху, очистил ее панцирь, вставил в него столбики из стеблей тростника и натянул на столбики кишки зарезанных им коров. Так Гермес сделал первую лиру, чем навлек на себя праведный гнев Аполлона, ибо коровы, кишки которых он использовал для своего изобретения, были из Аполлонова стада, похищенного хитроумным Гермесом. Конфликт, однако, разрешился мирным путем: Аполлон обменял свое стадо на лиру.

Аполлон сочетает в себе много образов - с одной стороны, это бог - губитель, стреловержец, он насылает смерть, болезни,
с другой стороны - это бог солнца, покровитель стад, охранитель дорог, путников и мореходов, а также бог-врачеватель.
Получив от Гермеса Лиру, он стал предводителем муз - Аполлоном Мусагетом. С течением времени он из кровожадного бога-убийцы превращается в покровителя искусства, поэзии и музыки. Кроме того, он известен как предсказатель будущего - во всем древнем мире славилось его святилище в Дельфах, где жрица - пифия давала предсказания, составленные жрецами так искусно, что их всегда можно было толковать двояко. Другим центром почитания Аполлона был остров Делос, где раз в четыре года поздним летом происходили праздненства в честь Аполлона - так называемые делии.

Священными животными Аполлона считались волк, дельфин и лебедь. Из растений ему посвящались олива, лавр и пальма.

Борьба Аполлона с Пифоном

Быстро достиг Аполлон мрачного ущелья, жилища Пифона. Кругом высились скалы, уходя высоко в небо. Мрак царил в ущелье. По дну его стремительно несся, седой от пены, горный поток, а над потоком клубились туманы.
Выполз из своего логовища ужасный Пифон. Громадное тело его, покрытое чешуей, извивалось меж скал бесчисленными кольцами. Скалы и горы дрожали от тяжести его тела и сдвигались с места. Яростный Пифон все предавал опустошению, смерть распространял он кругом. В ужасе бежали нимфы и все живое.
Поднялся Пифон, могучий, яростный, раскрыл свою ужасную пасть и уже готов был поглотить златокудрого Аполлона. Тогда раздался звон тетивы серебряного лука, как искра сверкнула в воздухе не знающая промаха золотая стрела, за ней другая, третья; стрелы дождем посыпались на Пифона, и он бездыханный упал на землю.
Громко зазвучала торжествующая победная песнь (пэан) златокудрого Аполлона, победителя Пифона, и вторили ей золотые струны кифары бога. Аполлон зарыл в землю тело Пифона там, где стоят священные Дельфы, и основал в Дельфах святилище и оракул, чтобы прорицать в нем людям, исполнил волю отца своего - Зевса.
С высокого берега далеко в море Аполлон увидел корабль критских моряков. Под видом дельфина бросился он в синее море, настиг корабль и лучезарной звездой взлетел из морских волн на корму его. Аполлон привел корабль к пристани города Крисы и через плодородную долину повел критских моряков, играя на золотой кифаре, в Дельфы. Он сделал их первыми жрецами своего святилища.

Аполлон и Дафна

Бернини. Аполлон и Дафна. XVII в. Вилла Боргезе. Рим В отличие от Зевса, приходилось вечно юному богу Аполлону знать и поражения. Особенные страдания принесла ему Дафна (греч. "лавр"), нимфа-орестиада, дочь земли Геи и речного бога Пенея (или Ладона).
История любви Аполлона и Дафны рассказана Овидием. Дафна дала слово сохранить целомудрие и остаться безбрачной, подобно богине Артемиде. Аполлон же, добивавшийся любви прекрасной нимфы, вызвал у нее ужас. Словно бы она увидела в нем сквозь ослепляющую красоту свирепость волка. Но в душе бога, разгоряченного отказом, все более и более разгоралось чувство.
- Что же ты бежишь от меня, нимфа? - кричал он, пытаясь ее догнать. - Не разбойник я! Не дикий пастух! Я - Аполлон, сын Зевса! Остановись!
Дафна продолжала бежать что было сил. Все ближе погоня, девушка уже ощущает за спиной жаркое дыхание Аполлона. Не уйти! И она взмолилась отцу Пенею о помощи:
- Отец! Помоги дочери! Спрячь меня или измени мой облик, чтобы меня не коснулся этот зверь!
Едва прозвучали эти слова, как Дафна почувствовала, что ноги ее деревенеют и уходят в землю по лодыжки. Складки влажной от пота одежды превращаются в кору, руки вытягиваются в ветви: боги превратили Дафну в лавровое дерево. Тщетно обнимал Аполлон прекрасный лавр, от горя сделал он отныне его своим излюбленным и священным растением и украсил голову венком, сплетенным из лавровых ветвей.
Дафна - древнее растительное божество, вошло в круг Аполлона, утеряв свою самостоятельность и став атрибутом бога. До того как Дельфийский оракул стал принадлежать Аполлону, на его месте был оракул земли Геи, а затем Дафны.
И позднее в Дельфах победителям на состязаниях давались лавровые венки. О прорицаниях из самого дерева лавра сообщает Гомеровский гимн. На празднике Дафнефорий в Фивах несли лавровые ветви.