Живопись. Рисунки на вазах.
В эпоху, когда слагались сказания, вошедшие в "Илиаду" и "Одиссею", а греческие племена истощали и ослабляли друг друга в длительных войнах, появляются и ещё более примитивные формы культуры и так называемый "геометрический стиль".
Сосуды, покрытые схематическим узором, явно выполненным с помощью циркуля и линейки, имели и свои достоинства - они конструктивны, их скупой, суховатый орнамент нанесен в строгом соотверствии с членениями вазы. Постепенно в геометрический узор начинают вводиться изобразительные мотивы - фигуры людей, животных, особенно часты изображения погребальных процессий (большинство сосудов предназначалось для заупокойного культа). Живописи, как таковой, еще не существовало и её функцию несли росписи на глинянных сосудах, употреблявшихся в быту. Об архаической вазописи нужно сказать особо. Этот вид искусства был широко распространен и его произведения сохранились в большом количестве до наших дней. На них изображались сложные сюжетные композиции - смесь мифологического, бытового и батального жанров. Стиль вазовых росписей менялся на протяжении двух столетий. Для раннего периода архаического периода характерен ориентализирующий стиль (от слова orient- восток), развивавшийся под влиянием восточных культур Сирии и Египта. Оттуда заимствовались фантастические крылатые львы, грифоны и прочие чудовища, а также орнаментальные мотивы спиралей и волют. Этим спиральным узором заполнялись промежутки между фигурами, незарисованного пространства почти не оставалось - ваза напоминает ковёр. Общими признаками можно считать тяготение к нарядной полихромности, пышности и недостаток того благородного чувства меры, которое было внесено в вазопись мастерами чернофигурного стиля. Чернофигурный стиль зародился в Аттике. Эта техника кажется простой, хотя секрет её утрачен, - это чернолаковые силуэты на красновато- желтом фоне обожженной глины. В VI в. до н.э. чернофигурная вазопись стала господствующей и выдвинула знаменитых мастеров, подписывавших свои имена на сосудах. Удивительна по красоте и изяществу амфора, выполненная в VI веке до н.э. и подписанная Эксекием . Роспись выполнена на сюжет из "Илиады". Амазонка Пенфесилея, воевавшая на стороне троянцев, была убита Ахиллесом. Художник выбирает для своей композиции самый напряженный и драматический момент: огромный мощный воин в тяжелом вооружении, эдакая машина для убийства, пронзает своим копьем грудь поверженной амазонки. А она бела, нежна, но, склоняясь под натиском и теряя силы, смело смотрит в лицо смерти. Их глаза встречаются... И, возможно, в этот самый последний миг Ахиллес полюбил Пенфесилею, но поздно - он уже убил её. Амфора, написанная Эксекием в VI веке до н.э. также на сюжет "Илиады", отличается четкостью, ясностью и гармоничностью конструкции. Рисунок также сочетает живую непринужденность и тектоничность. Два воина, Ахилл и Аякс, увлеченные игрой в кости, - очень жизненная группа. Склоненные спины игроков вторят округлости стенок сосуда. Щиты, расположенные по бокам, ещё раз подчеркивают эту округлость. Кубический столик помещен в середине, как бы утверждая устойчивость амфоты, отмечая центр тяжести."Три..., четыре..."- шепчут играющие. Эти слова, написанные крошечными буквами, витают возле их голов. Это просто бытовая сцена - герои не сражаются и не совершают ритуал, - отдыхает, играя в настольную игру. Заинтересовавшись сюжетами повседневной жизни, искусство неизбежно должно было искать и более реалистический и художественный язык. Такой язык был обретен в краснофигурной технике, которая в конце VI века до н.э. начинает применяться наряду с чернофигурной. Расписные вазы не были в Греции предметами роскоши, они, как посуда, имелись в каждом доме. Но существовали выдающиеся мастера, на которых равнялись другие. В краснофигурном стиле конца VI века до н.э. работал прославленный Евфроний. Он принадлежал к так называемой "группе пионеров", мастера которой много сделали для развития краснофигурной техники, возникшей в мастерской Андокида около 530 г. до н. э. Одно из замечательных произведений вазописца - пелика с ласточкой. Всего три фигуры: юноша, мужчина и мальчик - три цветущих возраста. Они увидели летящую ласточку. Певым заметил её юноша, самый зоркий; указывая, он восклицает: "Смотрите - ка, ласточка!" Мужчина оборачивается, смотрит вверх и подтверждает: "Правда, клянусь Гераклом!" А мальчик - подросток, самый эмоциональный, протягивает к ней руку и кричит: "Значит, наступила весна!" Прелесная, поэтическая миниатюра, почти как японские стихотворения, выраженная и пластически, и словесно. Всё тут на своем месте, нет ничего лишнего. Движения и жесты фигур так гибки и мягки, как не было свойственно чернофигурным росписям. Евфроний изобразил и эту бытовую сценку. Расположившись на ложе с пестрыми тюфяками и подушками, пируют четыре обнаженные гетеры. Секлина играет на двойной флейте. Ей протягивает кубок с вином Агапа. Палайсто, лицо которой изображено в фас, пьет из кубка. Смикра играет в коттаб. Она выплескивает из кубка последнюю каплю вина, посвящая ее возлюбленному. "Тебе бросаю эту (каплю), Леагр" - сообщает надпись. Надписи называют и имена гетер, и имя мастера: "Евфроний расписал". Композиция проста и ясна, фигуры плоскостны. Евфроний не изображает фигуры в ракурсах. Он основывается на декоративных принципах архаического искусства, которые требуют соответствия силуэтного изображения форме вазы. Сила дарования Евфрония проявляется в его рисунке с уверенными и чистыми линиями, свободно очерчивающими контуры монументальных фигур. Круглодонный динос, отличается строгостью наружного декора. Чеканность форм вазы подчеркивается идущей на плечиках полосой палочного орнамента и сплошным блестящим чернолаковым покрытием. На внутренней стороне поверхности горла диноса изображены пять весельных кораблей, бороздящих волнующееся море. Мастер обстоятельно выписывает силуэты кораблей с носами в виде голов дельфинов и лебедиными головками на кормах, паруса, снасти, весла, закрытые помещения в носовой части корабля. Изображая экипаж, художник уделил особое внимание лишь кормчему, головы же гребцов трактуются просто как черные кружки, которые легко принять за орнамент. Мастера краснофигурного стиля постоянно обращались к мотивам, увиденным в реальной жизни Афин V в. до н.э. На одной стороне тулова пелики вазописец изобразил тощего двугорбого верблюда. На другой стороне вазы представлена сцена музыкального состязания - агона. Кифаред в длинном прямом плаще играет на кифаре и поет, вдохновенно подняв голову. На стуле, повернув лицо в фас, сидит судья. Внимают музыканту юноши и мужчины, изображенные в ракурсе со спины, с отставленной назад ногой. Хотя рисунок на вазе выполнен несколько небрежно, но изображение привлекает живостью наблюдений и мягким юмором. Стамнос украшен росписью со сценой прощания воина со своей семьей. Облаченный в доспехи юноша правой рукой подносит к губам чашу-фиалу, которую жена только что наполнила вином из кувшина. Здесь же находятся седовласый отец и мать воина. Сцена исполнена величия и спокойствия. Композиция симметрична, очертания фигур гармонируют с контурами вазы. За внешним спокойствием героев чувствуется взволнованность, особенно выразительны образы молодых супругов; их взгляды, устремленные друг к другу, говорят о грусти перед неизбежной разлукой. Над их головами написаны два слова: "прекрасный" и "прекрасная", в которых заключено представление о физической и душевной красоте. Стамнос расписан мастером Клеофона, названным так по надписи на одной из ваз его работы: "Прекрасен Клеофон". Его личность типична для мастеров-вазописцев 40-30х гг. V в. до н.э., времен расцвета Афинского государства, когда строился храм Парфенон на Акрополе, работал великий скульптор Фидий. Влияние искусства Фидия испытали многие художники в разных областях творчества. Обобщенные, гармонично прекрасные образы - типы в сцене "Прощания", отразившие идеал эпохи, создавались мастером Клеофона под влиянием монументального искусства. Афинские мастера делали и белые вазы с цветными рисунками. В классическую эпоху, когда в Греции появилась и живопись, вазописцы стали часто переносить на сосуды композиции известных художников, меньше заботясь об их соответствии формам, поверхность вазы рассматривалась как поле для живописи. Поэтому в декоративном отношении такие росписи что - то утрачивали, выигрывая в сложности и богатстве многофигурных сцен. Нельзя не отметить и выдающийся по красоте и мастерству исполнения прославленный кратер Дервени (эпохи раннего эллинизма, ок. 330 г. до Р.Х.), названный так по месту, где был найден в 1962 году. Это истинный шедевр античной пластики: огромный бронзовый сосуд с позолотой и накладками из серебра опоясан тончайшим рельефом, на котором особенно хороши фигуры Диониса и Ариадны. Струящаяся туника Ариадны, развевающиеся волосы, изгиб её стройного тела образуют удивительный ритм, создают ощущение полёта... В эллинистической живописи стал появляться пейзаж. Правда, она, так же как и классическая, не сохранилась. Но о ней можно составить представление по римским копиям и подражаниям, в частности, по росписям в Помпеях и других городах, погибших при извержении Везувия в 79 г. н.э. Тем не менее в 1977 году греческим археологом Манолисом Андроникосом были обнаружена группа царских могил в местечке Вергина (Македония, Северная Греция), относящихся к IV в. до н.э. В одной из них, принадлежащей женщине, современнице Филиппа (отца Александра Великого) найдена удивительная стенная роспись. На главной из фресок изображается похищение Персефоны Аидом (Плутоном), который правой рукой держит скипетр и вожжи, а левой схватил Персефону, что в паническом страхе поднимает руки к небу, обращаясь с мольбой к Зевсу. Одной ногой он ступил на колесницу, левая еще касается земли, где можно заметить цветы, которые собирала Персефона... Перед колесницей бежит Гермес с факелом и в македонском головном уборе, а сзади изображена коленопреклонённая подруга богини, в ужасе наблюдающая за происходящим. Роспись восхищает своей яркой эмоциональностью, динамикой композиции и невероятным мастерством исполнения. Профессор Андроникос считает, что сцена похищения исполнена великим художником IV века до н.э. Никомахосом.
Самое большое из захоронений принадлежит Филиппу, на фасаде которого изображена сцена охоты. Три всадника и семь пеших мужчин охотятся на оленей, вепрей и льва. Единственный среди них бородатый мужчина пронзает копьём льва, нанеся смертельный удар. Это , разумеется, сам Филипп. В центре композиции художник изображает сына царя- Александра, всадника в багряном хитоне и с венцом на голове. Яркая композиция,прекрасное владение перспективой, ощущение равновесия объемов, гибкая пластика линий и чувственность света предполагают авторство выдающегося художника IV в. до н.э. Вероятно это Филоксен из Эритрии.
около 200 гг до н.э. |