Живопись. Рисунки на вазах.

Ваза геометрического стиля. VIII в. до н.э. Национальный музей. Афины В эпоху, когда слагались сказания, вошедшие в "Илиаду" и "Одиссею", а греческие племена истощали и ослабляли друг друга в длительных войнах, появляются и ещё более примитивные формы культуры и так называемый "геометрический стиль".
Сосуды, покрытые схематическим узором, явно выполненным с помощью циркуля и линейки, имели и свои достоинства - они конструктивны, их скупой, суховатый орнамент нанесен в строгом соотверствии с членениями вазы.
Постепенно в геометрический узор начинают вводиться изобразительные мотивы - фигуры людей, животных, особенно часты изображения погребальных процессий (большинство сосудов предназначалось для заупокойного культа).

Ойнохойя.  Ориентализирующий стиль. VII в. до н.э. Живописи, как таковой, еще не существовало и её функцию несли росписи на глинянных сосудах, употреблявшихся в быту.

Об архаической вазописи нужно сказать особо.Лутрофор из Аттики. 700-680 гг. до н.э. Этот вид искусства был широко распространен и его произведения сохранились в большом количестве до наших дней. На них изображались сложные сюжетные композиции - смесь мифологического, бытового и батального жанров.

Стиль вазовых росписей менялся на протяжении двух столетий. Для раннего периода архаического периода характерен ориентализирующий стиль (от слова orient- восток), развивавшийся под влиянием восточных культур Сирии и Египта. Оттуда заимствовались фантастические крылатые львы, грифоны и прочие чудовища, а также орнаментальные мотивы спиралей и волют. Этим спиральным узором заполнялись промежутки между фигурами, незарисованного пространства почти не оставалось - ваза напоминает ковёр. Общими признаками можно считать тяготение к нарядной полихромности, пышности и недостаток того благородного чувства меры, которое было внесено в вазопись мастерами чернофигурного стиля.

Чернофигурный стиль зародился в Аттике. Эксекий. Ахилл убивает Пенфесилею. Амфора. VI в. до н.э. Эта техника кажется простой, хотя секрет её утрачен, - это чернолаковые силуэты на красновато- желтом фоне обожженной глины.
В VI в. до н.э. чернофигурная вазопись стала господствующей и выдвинула знаменитых мастеров, подписывавших свои имена на сосудах.
Удивительна по красоте и изяществу амфора, выполненная в VI веке до н.э. и подписанная Эксекием . Роспись выполнена на сюжет из "Илиады". Амазонка Пенфесилея, воевавшая на стороне троянцев, была убита Ахиллесом. Художник выбирает для своей композиции самый напряженный и драматический момент: огромный мощный воин в тяжелом вооружении, эдакая машина для убийства, пронзает своим копьем грудь поверженной амазонки. А она бела, нежна, но, склоняясь под натиском и теряя силы, смело смотрит в лицо смерти. Их глаза встречаются... И, возможно, в этот самый последний миг Ахиллес полюбил Пенфесилею, но поздно - он уже убил её.


Амфора, написанная Эксекием в VI веке до н.э. также на сюжет "Илиады", отличается четкостью, ясностью и гармоничностью конструкции. Рисунок также сочетает живую непринужденность и тектоничность. Два воина, Ахилл и Аякс, увлеченные игрой в кости, - очень жизненная группа.

Эксекий. Ахилл и Аякс. Амфора. VI в. до н.э. Эксекий. Ахилл и Аякс, играющие в кости. Амфора. VI в. до н.э.

Склоненные спины игроков вторят округлости стенок сосуда. Щиты, расположенные по бокам, ещё раз подчеркивают эту округлость. Кубический столик помещен в середине, как бы утверждая устойчивость амфоты, отмечая центр тяжести."Три..., четыре..."- шепчут играющие. Эти слова, написанные крошечными буквами, витают возле их голов.
Это просто бытовая сцена - герои не сражаются и не совершают ритуал, - отдыхает, играя в настольную игру. Заинтересовавшись сюжетами повседневной жизни, искусство неизбежно должно было искать и более реалистический и художественный язык.



Стамнос. Мастер Клеофон. Тиас (шествие подвыпившей компании).  V в. до н.э. Эрмитаж. Санкт- Петербург. Смерть Приама, царя Трои.Рисунок на амфоре VI в. до н.э. Лувр. Париж Афина - богиня мудрости. Амфора. VI в. до н.э.


Такой язык был обретен в краснофигурной технике, которая в конце VI века до н.э. начинает применяться наряду с чернофигурной.
 Евфроний. Ласточка. Пелика. VI в. до н.э. Эрмитаж. Санкт - Петербург Расписные вазы не были в Греции предметами роскоши, они, как посуда, имелись в каждом доме. Но существовали выдающиеся мастера, на которых равнялись другие.
В краснофигурном стиле конца VI века до н.э. работал прославленный Евфроний. Он принадлежал к так называемой "группе пионеров", мастера которой много сделали для развития краснофигурной техники, возникшей в мастерской Андокида около 530 г. до н. э.
Одно из замечательных произведений вазописца - пелика с ласточкой. Всего три фигуры: юноша, мужчина и мальчик - три цветущих возраста. Они увидели летящую ласточку. Певым заметил её юноша, самый зоркий; указывая, он восклицает: "Смотрите - ка, ласточка!" Мужчина оборачивается, смотрит вверх и подтверждает: "Правда, клянусь Гераклом!" А мальчик - подросток, самый эмоциональный, протягивает к ней руку и кричит: "Значит, наступила весна!" Прелесная, поэтическая миниатюра, почти как японские стихотворения, выраженная и пластически, и словесно. Всё тут на своем месте, нет ничего лишнего. Движения и жесты фигур так гибки и мягки, как не было свойственно чернофигурным росписям.
Евфроний. Гетеры. Псиктер. V в. до н.э. Эрмитаж. Санкт - Петербург Евфроний изобразил и эту бытовую сценку. Расположившись на ложе с пестрыми тюфяками и подушками, пируют четыре обнаженные гетеры. Секлина играет на двойной флейте. Ей протягивает кубок с вином Агапа. Палайсто, лицо которой изображено в фас, пьет из кубка. Смикра играет в коттаб. Она выплескивает из кубка последнюю каплю вина, посвящая ее возлюбленному. "Тебе бросаю эту (каплю), Леагр" - сообщает надпись. Надписи называют и имена гетер, и имя мастера: "Евфроний расписал".
Композиция проста и ясна, фигуры плоскостны. Евфроний не изображает фигуры в ракурсах. Он основывается на декоративных принципах архаического искусства, которые требуют соответствия силуэтного изображения форме вазы. Сила дарования Евфрония проявляется в его рисунке с уверенными и чистыми линиями, свободно очерчивающими контуры монументальных фигур.

 Корабли. Динос. V в. до н.э. Эрмитаж. Санкт - Петербург Круглодонный динос, отличается строгостью наружного декора. Чеканность форм вазы подчеркивается идущей на плечиках полосой палочного орнамента и сплошным блестящим чернолаковым покрытием. На внутренней стороне поверхности горла диноса изображены пять весельных кораблей, бороздящих волнующееся море. Мастер обстоятельно выписывает силуэты кораблей с носами в виде голов дельфинов и лебедиными головками на кормах, паруса, снасти, весла, закрытые помещения в носовой части корабля. Изображая экипаж, художник уделил особое внимание лишь кормчему, головы же гребцов трактуются просто как черные кружки, которые легко принять за орнамент.

Концерт. Пелика. V в. до н.э. Эрмитаж. Санкт - Петербург Мастера краснофигурного стиля постоянно обращались к мотивам, увиденным в реальной жизни Афин V в. до н.э. На одной стороне тулова пелики вазописец изобразил тощего двугорбого верблюда. На другой стороне вазы представлена сцена музыкального состязания - агона. Кифаред в длинном прямом плаще играет на кифаре и поет, вдохновенно подняв голову. На стуле, повернув лицо в фас, сидит судья. Внимают музыканту юноши и мужчины, изображенные в ракурсе со спины, с отставленной назад ногой. Хотя рисунок на вазе выполнен несколько небрежно, но изображение привлекает живостью наблюдений и мягким юмором.
Прощание молодого воина. Стамнос. V в. до н.э. Эрмитаж. Санкт - Петербург Стамнос украшен росписью со сценой прощания воина со своей семьей. Облаченный в доспехи юноша правой рукой подносит к губам чашу-фиалу, которую жена только что наполнила вином из кувшина. Здесь же находятся седовласый отец и мать воина. Сцена исполнена величия и спокойствия.
Композиция симметрична, очертания фигур гармонируют с контурами вазы. За внешним спокойствием героев чувствуется взволнованность, особенно выразительны образы молодых супругов; их взгляды, устремленные друг к другу, говорят о грусти перед неизбежной разлукой. Над их головами написаны два слова: "прекрасный" и "прекрасная", в которых заключено представление о физической и душевной красоте.
Стамнос расписан мастером Клеофона, названным так по надписи на одной из ваз его работы: "Прекрасен Клеофон". Его личность типична для мастеров-вазописцев 40-30х гг. V в. до н.э., времен расцвета Афинского государства, когда строился храм Парфенон на Акрополе, работал великий скульптор Фидий. Влияние искусства Фидия испытали многие художники в разных областях творчества. Обобщенные, гармонично прекрасные образы - типы в сцене "Прощания", отразившие идеал эпохи, создавались мастером Клеофона под влиянием монументального искусства.
Афинские мастера делали и белые вазы с цветными рисунками.

Ахилл перевязывает раненного Патрокла. Рисунок на вазе. V в. до н.э. Берлин Аполлон - кифаред. Килик. V в. до н.э. Дельфы. Археологический музей (фото автора) Эдип и сфинкс. Рисунок на вазе. V в. до н.э.

В классическую эпоху, когда в Греции появилась и живопись, вазописцы стали часто переносить на сосуды композиции известных художников, меньше заботясь об их соответствии формам, поверхность вазы рассматривалась как поле для живописи. Поэтому в декоративном отношении такие росписи что - то утрачивали, выигрывая в сложности и богатстве многофигурных сцен.

Орест убивает Эгиста (любовника матери). Рисунок на вазе. V в. до н.э. Суд Париса. Рисунок на вазе.V в. до н.э. Геракл борется со львом. Рисунок на вазе. V в. до н.э.



Кратер Дервени (фрагмент). IV в. до н.э. Фессалоники. Археологический музей (фото автора). Кратер Дервени. IV в. до н.э. Нельзя не отметить и выдающийся по красоте и мастерству исполнения прославленный кратер Дервени (эпохи раннего эллинизма, ок. 330 г. до Р.Х.), названный так по месту, где был найден в 1962 году. Это истинный шедевр античной пластики: огромный бронзовый сосуд с позолотой и накладками из серебра опоясан тончайшим рельефом, на котором особенно хороши фигуры Диониса и Ариадны. Струящаяся туника Ариадны, развевающиеся волосы, изгиб её стройного тела образуют удивительный ритм, создают ощущение полёта...

В эллинистической живописи стал появляться пейзаж. Правда, она, так же как и классическая, не сохранилась. Но о ней можно составить представление по римским копиям и подражаниям, в частности, по росписям в Помпеях и других городах, погибших при извержении Везувия в 79 г. н.э.



Тем не менее в 1977 году греческим археологом Манолисом Андроникосом были обнаружена группа царских могил в местечке Вергина (Македония, Северная Греция), относящихся к IV в. до н.э.
Голова Персефоны с фрески гробницы в Вергине. IV в. до н.э. Фреска из гробницы в Вергине. IV в. до н.э. Увеличить В одной из них, принадлежащей женщине, современнице Филиппа (отца Александра Великого) найдена удивительная стенная роспись. На главной из фресок изображается похищение Персефоны Аидом (Плутоном), который правой рукой держит скипетр и вожжи, а левой схватил Персефону, что в паническом страхе поднимает руки к небу, обращаясь с мольбой к Зевсу. Одной ногой он ступил на колесницу, левая еще касается земли, где можно заметить цветы, которые собирала Персефона... Перед колесницей бежит Гермес с факелом и в македонском головном уборе, а сзади изображена коленопреклонённая подруга богини, в ужасе наблюдающая за происходящим.
Роспись восхищает своей яркой эмоциональностью, динамикой композиции и невероятным мастерством исполнения.
Профессор Андроникос считает, что сцена похищения исполнена великим художником IV века до н.э. Никомахосом.



Сцена охоты из гробницы в Вергине. IV в. до н.э.

Исходное состояние
Сцена охоты из гробницы в Вергине. IV в. до н.э. Воссозданное изображение
Восстановленное изображение

Самое большое из захоронений принадлежит Филиппу, на фасаде которого изображена сцена охоты. Три всадника и семь пеших мужчин охотятся на оленей, вепрей и льва. Единственный среди них бородатый мужчина пронзает копьём льва, нанеся смертельный удар. Это , разумеется, сам Филипп. В центре композиции художник изображает сына царя- Александра, всадника в багряном хитоне и с венцом на голове.
Яркая композиция,прекрасное владение перспективой, ощущение равновесия объемов, гибкая пластика линий и чувственность света предполагают авторство выдающегося художника IV в. до н.э. Вероятно это Филоксен из Эритрии.
Роспись надгробия
около 400-350 гг до н.э.
Надгробие из Вергины (слева), где изображены 4 персонажа. Правую часть занимает старый отец в прощальной позе с поднятой рукой, обращенной к сыну, который сидит с опущенной головой на погребальном троне Аида. Напротив- его жена и ребёнок. Т.е. с погибшим на войне, изображены и живые члены семьи.
Над росписью сохранилась эпитафия KLEONIMOS AKYLOY ADIMOS KLEONI
MOY PEYKOLAOS ADIMOY PRINO ADYMOY
где перечислены имена- все эллинские (письмо относится к дорийскому диалекту древнегреческого языка).
Справа и внизу можно увидеть еще одну фреску, состоящую из двух частей и найденную также в Северной Греции- между городами Верия и Эдесса (гробница LISONOSA KALLIKLEOYSA). Здесь изображено македонское оружие: в центре щит, обвитый оливковыми ветками, в середине которого изображена звезда (или солнце)- официальный символ македонских царей династии Гераклидов. А также клинки в ножнах, причем левый имеет рукоятку с головой орла Зевса. Поножи и богато украшенные македонские шлемы с пластинами для защиты щек.
На второй части росписи изображен тоже щит, но с необычным геометрическим орнаментом и воинское снаряжение, судя по всему трофейное..
Под обеими частями можно видеть необычные прямоугольные колонны, увитые гирляндами с разноцветными лентами.
Деталь фрески c изображением македонского щита из гробницы в Вергине. II в. до н.э.


Фреска c изображением македонского щита из гробницы в Вергине. II в. до н.э.

около 200 гг до н.э.