- (греч.
akropolis, от
akros –верхний и
polis – город),
возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны.
На Акрополе обычно строили храмы в честь божеств-покровителей данного города. Наиболее знаменит
Акрополь в Афинах. Его постройки изысканны по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем.
Акрополь в Афинах- это укрепленная часть древнего полиса, где находились главные святыни, знаменит своими культовыми постройками классического периода. Акрополь стоит на мощной скале высотой 156 м с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), место древнейшего поселения в Аттике.
В микенский период (XV-XIII вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией, здесь были возведены циклопическая стена и царский дворец, по образцу цитаделей того времени ( Аргос, Микены, Тиринф, Гла).
В VII - VI вв. до н. э. в
Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527гг.) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент).
В 480г. до н.э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.
В 447г. до н.э.по инициативе
Перикла на
Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому
скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса,
его архитектурного и скульптурного облика.
Этот ансамбль, созданный под его общим руководством, состоит из парадного входа Пропилей (437–432 гг. до н.э., архитектор Мнесикл), храма Афины - Ники (449–420 гг. до н.э., архитектор Калликрат), главного храм Акрополя и Афин Парфенона (447–438 гг. до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат), храма Эрехтейон (421–406 гг. до н.э.).
После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса.
На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием.
За ней вдали виден был
Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой.
В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы.
Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем
Посейдон.
В самом
Парфеноне, в наосе, стояла хрисоэлефантинная статуя
Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза.
Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой.
Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены.
Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов Халкотека (450г.). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам статуи, стелы.
Общий ансамбль
Акрополя - пример греческого искусства, в нем, как в законченной модели, выражены его главные черты. Сама планировка Акрополя на первый взгдяд совершенно непринужденна. Зодчие избегали фронтальности и симметрии. Но в этой свободной живописной планировке все продумано и выверено, простая симметримность заменена более сложными принципами ритма и равновесия.
В самом деле, справа от Пропилей - маленький храм - беседка Ники - Аптерос, а слева- приземистое, массивное и гораздо большее по размерам помещение Пинакотеки. Казалось бы, где здесь равновесие? Но посмотрим, как располагаются постройки дальше, на самой площадке. Там обратное расположение: справа - величественный Парфенон, слева - небольшой и изысканный Эрехтейон. Так обе стороны ансамбля в конечном счете уравновешиваются и вводится перекрестный ритм: Эрехтейон созвучен храму Ники, а Парфенон - зданию Пинакотеки.
К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (VI в. до н. э. перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. V в. до н. э.), театр Герода Аттика (II в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.