АРХИТЕКТУРА


АФИНЫ. Акрополь     Дельфы    Театр в Эпидавре


Без сомнения, самое большое влияние на последующие поколения оказало искусство Древней Греции. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником вдохновения для позднейших эпох истории культуры.
Греческую древность называют АНТИЧНОСТЬЮ, к античности также относят и Древний Рим.
Потребовалось несколько столетий, прежде чем дорийские племена, явившиеся с севера в XII в. до н.э., к VI в.до н.э. создали высокоразвитое искусство. Далее последовали три периода в истории греческого искусства:
1) АРХАИКА, или древний период,- примерно с 600 до 480г. до н.э., когда греки отразили нашествие персов и, освободив свою землю от угрозы завоевания, получили снова возможность творить свободно и спокойно;
2) КЛАССИКА, или период расцвета,- с 480 по 323г. до н.э. - год смерти Александра Македонского, который покорил огромные области, очень непохожие по своим культурам; эта пестрота культур была одной из причин упадка классического греческого искусства;
3) ЭЛЛИНИЗМ (от слова "эллин"- так греки называли себя), или поздний период, он закончился в 30г. до н.э., когда римляне завоевали находившийся под греческим влиянием Египет (собственно Грецию они покорили раньше, ещё во II в. до н.э.).

Величайшим достижением греческого строительного искусства были ХРАМЫ.
Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики (VI в. до н.э.), когда вместо дерева в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор.
Полагают, что прообразом для храма послужило древнее жилище греков- прямоугольное в плане строение с двумя колоннами у входа.
Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещеня без окон, где находилась статуя божества, здание окружали один или два ряда колонн. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутемном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать только жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно поэтому главное внимание древниегреки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.

Строительство храма было подчинено определенным правилам. Размеры, отношение частей и количество колонн были точно установлены. Таким образом, сложилась система ОРДЕРА- соотношение между частями античного здания.
В греческой архитектуре господствовали три стиля:
  • дорический,
  • ионический,
  • коринфский.

Древнейшим из них был ДОРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ, который сложился уже в эпоху архаики.
Он был мужественным, простым и мощным.
Название получил от дорических племён, которые его создали.
Дорическая колонна тяжеловесна, чуть ниже середины немного утолщена - она словно бы слегка раздалась под тяжестью перекытия. Верхрюю часть колонны - капитель образуют две каменные плиты; нижняя плита круглая (эхин), а верхняя квадратная (абака).
Устремленность колонны вверх подчеркивают вертикальные желобки ( каннелюры). Перекрытие, опирающееся на колонны, в своей верхней части окружено по всему периметру храма полосой украшения- фризом. Он состоит из чередующихся пластин: на одни нанесены два вертикальных углубления (триглиф), на других обычно помещены рельефы (метопа).
По краю крыши проходят выступающие карнизы; на обоих узких сторонах храма под крышей образуются треугольники - фронтоны, которые украшали скульптурами.
Римский архитектор Витрувий считал, что дорический ордер выражает идею мужественности, ионический - женственности. Там, где античные зодчие заменяли колонны статуями, передавая им функцию опоры, они ставили мужские фигуры атлантов в постройках дорического стиля, а в ионических - женские фигуры кариатид.
Сегодня сохранившиеся части храмов белого цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда -то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.

Капители дорического ордера Храм Афины на острове Эгина Парфенон, V в. до н.э.
Храм Посейдона в Пестуме Случилось так, что время пощадило старейшие дорические храмы главным образом за пределами Греции. Несколько таких храмов сохранилось на острове Сицилия и в Южной Италии.
Самый известный из них - храм бога моря Посейдона в Пестуме(слева), неподалеку от Неаполя,
который выглядит несколько тяжеловесным и приземистым.
Храм Афины на острове Эгина, ок. 500-480 гг. до н.э.(вверху в центре)
И фронтон Парфенона V в. до н.э. (вверху справа), построенные в дорическом стиле



Храм Ники Аптерос в Акрополе. Афины Капители ионического ордера
Храм Ники - Аптерос в Афинском Акрополе, V в. до н.э.
ИОНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ возник в Ионической области Малой Азии. Отсюда уже он проник в собственно греческие области. По сравнению с дорическими колонны ионического стиля более нарядны и стройны. Каждая колонна имеет свое основание- базу. Средняя часть капители напоминает бараньи рога, т.н. волюты.



Капители коринфского ордера В эпоху эллинизма, когда архитектура стала стремиться к большей пышности, чаще стали использовать капители КОРИНФСКОГО СТИЛЯ.
(Название происходит от города Коринфа). Они богато украшены растительными мотивами, среди которых пробладают изображения листьев аканта.
Храм Зевса в Афинах II в. н.э.( слева)
Храм Зевса Олимпийского в Афинах, II в.  н.э.